Не будем вдаваться в терминологические и идеологические споры о том, что такое медиа, что такое СМИ, чем соцсети хуже или лучше, погубят они-таки СМИ или нет… Наши дебаты с коллегами завершились тем, что родилась метафора, которое нам многое объяснила.
Метафора.
Медиа и СМИ как часть медиа — это мясорубка, как то ни странно.
Основная задача СМИ — вещать, принимать, обрабатывать и распространять информацию.
В нашей метафоре — делать фарш из чего бы то ни было.
Конечно, желательно, чтобы фарш был съедобным.
Раньше же как было? И самих мясорубок было не так много, и стать обладателем персональной мясорубки — вполне себе мечта была… Производительность не впечатляла — а что желать от механического агрегата с тяжелым рычажным приводом?
С исходниками — тоже не все просто. В основном это текстовые сообщения, ибо сделать фоторепортаж, тем паче, снять видео — целая история! Лишь немногие обладатели профессиональных мясорубок могли позволить себе такое.
В итоге спрос на производимую информацию скорее превышал предложение, и тем самым информационный поток становился «ценностью в себе»: есть — уже хорошо!
По понятным причинам в эту «механическую эру» не обсуждалась цена информации: есть ценность — будет и цена.
Сейчас все стало намного проще. Впрочем, и раньше несложно было — знай, крути ручку, но напряжно, так вот сейчас стало проще в том смысле, что напряга никакого нет. Большой выбор самых разнообразных информационных полуфабрикатов, причем создать исходник элементарно — труднее встретить на улице человека, не вооруженного средствами оперативной съемки и распространения информации (читай: без мобильного телефона). С пользовательской стороны технологии максимально упрощаются, в итоге каждый имеет шанс попробовать себя в жанре «сам себе репортер». Технология не ограничивает, как это было раньше, не элитаризирует информационный продукт, а наоборот, облегчает доступ на «информационную кухню».
А мясорубки? Выбору средств и платформ вещания можно только позавидовать! Выбирай — не хочу. Дайте два? — Берите хоть три! Собственным каналом вещания может обзавестись любой (вопрос о качестве канала мы пока опустим).
Механические технологии уступили место… кнопке! Кнопка правит миром! Нажми на кнопку — и ты уже участник информационного круговорота!
В итоге информации — без различия формата и качества — становится не просто много, а очень-очень много. Этот информационный поток теряет всякую управляемость для получателей информации: они натурально захлебываются в разнообразии текстов, фоток, видео, ссылок… Некоторые предпринимают отчаянные попытки развести потоки информации по руслам, агрегаторам, лентам, отсортировать и упорядочить, но, по большому счету, попытки эти малоуспешны. В таком виде и количестве информационный поток утрачивает свою ценность. Потребительскую ценность, если угодно. Нет ценности — нет цены, и во весь рост встает вопрос о монетизации СМИ.
Что делать? Что-то, определенно, делать надо. Сказать «горшочек не вари»? Так у нас же не горшочки, а миллионы мясорубок и их счастливых обладателей, вряд ли удастся со всеми договориться. По-видимому, решения надо искать в иной плоскости. Если информационный «фарш» сам по себе уже неинтересен, невкусен, неполезен, может, пора начать делать из него аппетитные котлетки? Может быть, именно этого ждет и жаждет потребитель информации? Хорошо упакованного, профессионально отобранного, красиво поданного информационного продукта?